Человек с "прямыми руками" может существенно сэкономить на дорогостоящем оборудовании покрасочной мастерской!

Самодельная покрасочная камера руками начинающего маляра


     Основной проблемой при желании покрасить автомобиль - это отсутствие покрасочной камеры!
Покрасочная камера - это залог хорошего качества и удобство в малярных работах! Поэтому окраску лучше проводить в покрасочной камере. А можно ли изготовить покрасочную камеру своими руками? Расскажу про постройку и устройство самой покрасочной камеры!
     

Немного теории касательно покрасочной камеры.

Окрасочные камеры для покраски автомобилей называются камерами избыточного давления, или чистыми комнатами избыточного давления. Они бывают двух видов:
1.Одномоторная покрасочная камера
2. Двухмоторная
   Одномоторные просто нагоняют в покрасочную камеру очищенный воздух (из потолка),создавая избыточное давление, за счет потока с верху – вниз, красочный туман садится вниз и уводится через выходное отверстие на улицу!
   В этой статье мы их рассматривать не будем, так как они имеют один существенный недостаток – они серьезно загрязняют окружающую среду и свои вытяжные воздуховоды, выбрасывая краску наружу. Это обусловлено невозможностью установки краскоулавливающих фильтров, использование которых в такой камере существенно повысит в ней давление, что может быть небезопасно как для корпуса покрасочной камеры, так и для здоровья маляра.
   Двухмоторные камеры работают по такому же принципу, только один вентилятор нагоняет воздух, а второй отсасывает! По такому принципу в покрасочной камере создается более эффективная циркуляция!
   С помощью вентилятора воздух подается в потолочный пленум (короб, изготовленный из оцинкованной стали), который установлен выше потолка, на открытую часть короба с помощью решеток устанавливается фильтр тонкой очистки воздуха, воздух фильтруется и попадает в кабину.
   Выводить воздух можно через пол, подняв его, для размещения под ним воздуховодов и фильтров (предпочтительный вариант), а можно обустроить вытяжку через отверстия в нижней части боковых стен (это избавит от необходимости изготовления дорогостоящих каркаса и решеток, способных выдержать вес автомобиля). Мы остановимся на втором варианте.
   Еще одной важной составляющей является освещение. Ведь если оно недостаточно, маляр просто не увидит свои ошибки и прочие дефекты окраски, на которые потом хозяин машины будет недовольно показывать пальцем при уличном дневном свете.
   Лампы следует выбирать дневного света либо люминесцентные, либо светодиодные и располагать их под потолком на стенах под углом в 45 градусов к горизонту. Предпочтительнее врезные лампы со стеклянным плоским рассеевателем, потому что пластик легко царапается при чистке. Если Вы готовы использовать липкое антипылевое покрытие, либо другие маскирующие средства, то подойдут и пластиковые корпуса светильников, но степень их пылевлагозащиты должна быть не ниже ip55.
   Стены покрасочной камеры следует обшивать либо пластиковой вагонкой, не забывая выбирать негорючий материал, либо металлическими панелями. В заводских ОСК корпус, как правило, изготовлен из самонесущих сэндвич панелей с наполнителем из миниральной ваты, полиуретана, либо пенополистирола. Последний вариант наиболее дешевый и наименее прочный и безопасный, поэтому широко используется китайскими производителями. Если Вы собираетесь красить большой поток автомобилей, лучше использовать стальной оцинкованный лист, покрашенный порошковой термически обработанной краской. Это позволит Вам применять антипылевое покрытие для облегчения чистки стен от краски.
   И еще одно замечание: Камеры, в идеале должны быть герметичными, поэтому очень внимательно отнеситесь к выбору ворот (дверей).


Теперь перейдем к конкретике, после чего понадобится поработать руками!

1. Начнем с некоторых расчетов.

1.1 Воздухообмен.
    Предположим, что мы имеем помещение размером 6х6 метров с высотой потолка 3 метра. Перемножив эти три числа, получим его объем V=6*6*3=108м3.
   Кратность обмена воздуха в промышленном малярном цехе К по российским нормам должна составлять 40 раз в час. Европейские нормы более жесткие. Они говорят о 180-200 кратном воздухообмене. На самом деле все зависит от многих факторов, например от количества распыляемой краски, типа используемого распылителя, типа краски, размеров окрашиваемой детали. Ввиду того, что в мелких автосервисах, не способных купить дорогостоящую окрасочную камеру заводского изготовления (эта статья адресована именно этому сегменту маляров), красят в основном мелкие детали, а кузов целиком очень редко, причем делают это в замкнутых помещениях без вентиляции, предлагаю взять среднее значение кратности в 100 раз в час.
   Умножив объем на кратность, получим номинальный воздушный поток L=K*V=108*100=10800м3/час.
   Если у Вас помещение меньшего объема, Вы можете пересчитать по вышеуказанной методике.
Все серийно изготавливаемые ОСК, как правило, комплектуются вентиляционными агрегатами производительностью 18000, либо 24000 м3/ч. Если камера большая, то применяют несколько агрегатов соответствующей производительности.

1.2 Фильтры
   Ввиду того, что в нашей камере будет постоянная циркуляция воздуха, применение фильтров тонкой его очистки на притоке просто необходимо. Иначе вся пыль, которой на улице полно будет ровным слоем распределена по поверхности окрашиваемого изделия.
Итак, на притоке применяем фильтр V600G. Рекомендованная скорость воздушного потока для него составляет 0,25м/с, или 900м/час. Это значит, что через 1 м2 фильтра мы можем пропускать не более 900м3/час (L(V600) - номинальный воздушный поток через 1м2 фильтра).
Разделив номинальный воздушный поток покрасочной камеры L на L(V600), получим минимальную площадь фильтра. S(V600)=L/L(V600)=10800/900=12 м2. Напомню, что это минимальное значение. На практике чем больше будет площадь фильтра (площадь потолочного диффузора) тем медленнее будет поток воздуха при той же кратности воздухообмена, а значит «ветер» не будет мешать струе краски равномерно ложиться на окрашиваемую поверхность.
   Стандартная ширина рулона для этого фильтра составляет 2; 2,4 метра, а воздух должен поступать сверху по всей длине окрашиваемого изделия. Так что удобнее сделать диффузор шириной кратной ширине рулона, либо половины его ширины. В нашем случае возьмем 2х6 метров.
Напольные фильтры мы усилием мысли превратили в настенные. В качестве напольного фильтра берем Paint-Stop green 3”. При толщине 70 мм, он улавливает 98% краски, защищая окружающую среду, вентилятор и воздуховоды.
   L(PS2) (номинальный воздушный поток через 1м2 фильтра) составляет 2500м3/час. Это значит, что через 1 м2 фильтра мы можем пропускать не более 2500м3/час. То есть минимальная площадь напольного фильтра для нашей камеры составляет S(PS3)=L/L(PS3)=10800/2500=4,32 м2
На деле эти фильтры принимают на себя основное загрязнение и очень быстро засоряются, меняя характеристики и останавливая оборудование на обслуживание, так что в этом вопросе предлагаю довериться производителям камер, которые ставят в пол по меньшей мере по 2 полосы шириной по 0,7 метра, или 1 метр во всю длину. Благо, рулоны такой ширины всегда в наличии у всех поставщиков фильтров. Итого у нас получается S(PS3)=0,7*6*2=8,4м2.
   Стандартная ширина рулона составляет 0,7; 1; 1,5; 2 метра.
   Напольные фильтры очень дешевые и на стоимости камеры наше допущение сильно не отразится.

1.3 Вентиляторы.
Основными параметрами при выборе вентилятора являются давление и производительность.

1.3.1 Приточный вентилятор
Для того, чтобы выбрать правильный вентилятор, нужно посчитать, или замерить давление в приточной вентиляционной системе покрасочной кабины. Она состоит из входного воздуховода, клапана рециркуляции, предварительного фильтра, вентилятора, калорифера, подающего воздуховода, потолочного фильтра.
Проще всего с фильтрами. Существует стандарт EN779, регламентирующий характеристики воздушных фильтров. В соответствии с этим стандартом, при достижении определенного перепада давления на фильтре, он считается загрязненным и его необходимо заменить. Предварительный фильтр, как правило имеет класс G4, его конечный перепад давления равен 250 Па.
Потолочные фильтры имеют класс F5, для них конечный перепад давления равен 450 Па. Сопротивление остальных компонентов динамическое, то есть зависит от линейной скорости воздуха, проходящего через них. Логика проста: чем больше проходное сечение, тем меньше сопротивление. Оптимальным сопротивлением всех остальных деталей, кроме фильтра, будет 200 Па.
Итого сопротивление приточной системы составляет 900 Па.
   Для выбора приточного вентилятора, руководствуемся следующим:
Падение давления равно 950 Па, поток равен воздухообмену камеры L=10800м3/час. Производитель вентилятора обычно предоставляет график зависимости давления от потока для каждой модели (динамическая характеристика). Туда то и надо смотреть.
   На приток ставим вентилятор ВР-86-77 №6,3 с двигателем 5,5 кВт, 1500 об\мин. Стоимость 32000 р.
   




1.3.2 Вытяжной вентилятор
 

   Площадь напольного фильтра S(PS3)=8,4м2. Падение давления на грязном фильтре dPг(PS3)=80 Па. Добавляем 200 Па на остальные части вытяжной системы, получаем 280 Па.
   Для выбора вытяжного вентилятора, руководствуемся следующим:
Падение давления равно 280 Па, поток равен воздухообмену камеры L=10800м3/час. Производитель вентилятора обычно предоставляет график зависимости давления от потока для каждой модели. Туда то и надо смотреть.
   На вытяжку ставим вентилятор ВР-86-77 №6,3 с двигателем 2,2 кВт, 1000об\мин. Стоимость 29000 р.

Статья не окончена (продолжение следует)


Самый простой вариант избавить себя от возможных ошибок при самостоятельной постройке окрасочной камеры, - это купить готовый вентиляционный агрегат с системой управления. Богатый опыт обслуживания и монтажа окрасочных камер ведущих мировых производителей позволил компании Эксперт Групп наладить собственное производство полного цикла окрасочных камер для автомобилей. Основой окрасочных камер "Эксперт" являются  вентиляционные агрегаты (теплогенераторы) собственного производства. Все комплектующие этих теплогенераторов, за исключением автоматики, отечественного производства, что делает их чрезвычайно конкурентноспособными по сравнению с импортными аналогами. Энергию для подогрева воздуха, в зависимости от технических требований Заказчика теплогенераторы производства Эксперт Групп могут получать:
1. За счет сжигания топлива (теплообменник из нержавеющей стали с возможностью установки стандартной дизельной или газовой горелки для котлов);
2. Электрический нагреватель;
3. Жидкостный нагрев от теплоносителя из теплосети Заказчика.

Желающим сэкономить и смастерить окрасочную камеру своими руками мы предлагаем приобрести комплекты основного оборудования окрасочных камер.  

Данная статья приведена исключительно в ознакомительных целях и не может рассматриваться как руководство к действию. Автор не несет ответственности за результаты Вашей работы.
Перепечатка без ссылки на наш сайт запрещена.